Меню сайта

Наш опрос
Выберите раздел "технологии", наиболее полезный вам?
Всего ответов: 107

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИЗАЙН
И ТЕХНОЛОГИЯ
В ШКОЛЕ
Воскресенье, 23.07.2017, 09:51
Народные куклы.
История и современность
 
 
 
        Кукла – неизменный спутник человека со времён строительства пирамид до наших дней, первая среди игрушек. Но куклы были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей народной культуры. А первые куклы связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Назначение куклы многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы заключается в том, что она обретает жизнь при помощи воли создателя и сохраняет в своём образе самобытность, черты народа. По предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы: обрядовые, куклы-обереги и игровые (подробная классификация тряпичных кукол по назначению, способу изготовления, функциям представлена в пособии Шайдуровой Н.В.). Обрядовые куклы использовались при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Куклы заменяли живых людей в обрядах жертвоприношения, например, кострома, масленица, купавка. Обереговые куклы защищали от тёмных сил и болезней дом, человека, ребенка, путников, дочь перед замужеством. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх отображать мир взрослых, события жизни. А через образы животных ребёнок познавал окружающий мир. Таким образом, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю или в решении жизненных вопросов.
        С давних времён народы нашей страны использовали природные материалы для домашнего творчества. Куклы изготовляли из соломы, льна, дерева, лоскутков ткани. Наиболее распространённой в быту русского народа была тряпичная кукла. Но изготовление ткани было трудоёмким делом, поэтому дети донашивали одежду взрослых, так на куклы оставалась изношенная ткань. Считалось, что ношенная одежда является обережной, так как хранит тепло души человека. Несмотря на это, для свадеб и подарков, куклы делали из новой ткани. По народному поверью у куклы не было лица, чтобы в неё не вселился нечистый дух и не смог навредить ребёнку. Наряд русской куклы отражает эстетическую и духовную значимость. В костюме закрепились древние и устойчивые формы русской одежды – это рубаха, сарафан, понева (юбка), передник, платок, повязки-ленты, пояс. А простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой, отделкой и вышивкой. На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы (в зависимости от технологии изготовления, используемых материалов, назначения): кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, кукла масленичная, покосница, кукла от бессонницы для грудных детей, травяные куклы, шерстяные, а также множество других. В ответ на подарки дети также дарили взрослым куклы. Ребёнок, скручивая куклу, думал о том, для кого её делает, от всего сердца желал добра. Так простая тряпичная кукла превращалась в оберег. Куклы бережно передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до семидесяти штук, что указывает на их важность.
        Цель занятий:
- знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства.
        Задачи:
- обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия;
- стимулирование интереса к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве;
- выявление талантливых детей, их индивидуальных творческих способностей, содействие их участию в творческой жизни, как будущих мастеров;
- изучение видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов, развитие мелкой моторики рук, формирование эстетического вкуса.
 
Источники информации
1. Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город, 2011
2. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009
3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010
4. Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс]. URL: http://www.rukukla.ru (дата обращения: 05.06.2011)
5. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: Детство-пресс, 2011


 
Поиск

Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 Сайт управляется системой uCoz