Меню сайта

Наш опрос
Выберите раздел "технологии", наиболее полезный вам?
Всего ответов: 107

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИЗАЙН
И ТЕХНОЛОГИЯ
В ШКОЛЕ
Четверг, 22.06.2017, 21:15

Роль учебника в реализации требований ФГОС НОО предметной области «Технология»
Appointment of the textbook in teaching elementary school students of subject «Design and technology (labor training)» and compliance of FSES

Аннотация
В статье рассматривается вопрос о роли учебника в процессе обучения младших школьников предметной области «Технология», приводятся критерии экспертизы учебников на соответствие ФГОС НОО и данные их анализа.
In article discusses appointment of the textbook in teaching elementary school students of subject «Design and  technology (labor training)», identifies indicators of textbooks on compliance of FSES and analysis of the results.

Ключевые слова: учебник, экспертиза, критерии, технология, ФГОС, программа.
Keywords: textbook, expertise, indicators, design and  technology (labor training), Federal State Educational Standard, curriculum and learning program.

Учебник – книга, в которой систематически изложены основы знаний в определённой области на уровне современных достижений науки и культуры. В связи с введением всеобщего образования в СССР, осуществляется переход к изданию единых школьных учебников по основным предметам учебного плана (Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР). В создании учебников для начальной школы значительный вклад внесли Л. В. Занков, М. И. Моро, В. Г. Горецкий, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.
Исследования в области создания учебников (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) определили его сущность: с одной стороны учебник является основным источником знаний для учащихся, предусмотренные стандартом образования (или программой), с другой стороны учебник - средство обучения, обеспечивающее усвоение содержания образования. Особенностью работы с учебником является возможность многократной обработки информации в соответствии с индивидуальными особенностями. В связи с чем к учебнику предъявляются высокие требования как к его содержанию, так и к процессу изготовления. Вместе с тем, качество учебника должно быть определено  посредством экспериментальной проверки в процессе обучения. [2]
Модернизация отечественного образования также определяет роль и требования, предъявляемые к учебнику. Согласно п. 27 ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009) образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками по всем предметам образовательной программы. Согласно ст. 18 Федерального закона «Об образовании» (№273-ФЗ от 29 декабря 2012) образовательная организация для реализации образовательных программ выбирает учебники из Федерального перечня рекомендованных учебников. Таким образом, Министерством образования и науки РФ (приказ №107 от 05.09.2013) утверждён порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ общего образования. Ведущее место в положении отводится экспертизе учебников (научная, педагогическая, общественная, этнокультурная и региональная), которая включает следующие требования:
- завершенность предметной линии (преемственность, единая методическая и дидактическая основа, общая структура изложения материала,  единое художественно-эстетическое оформление);
- печатная и электронная (с 2015 года) форма представления;
- наличие методического пособия для учителя.
Этнокультурная и региональная экспертиза обязательна для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации.
Критерии научной экспертизы:
1. Наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС.
2. В содержании учебника представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты.
3. Учебник содержит сведения о передовых достижениях современной науки, техники, технологий в соответствующей предметной области и способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета.
4. Иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его.
5. Отсутствие ошибок и опечаток.
Критерии педагогической экспертизы:
1. Учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников.
2. В содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству.
3. Содержание, учебника обеспечивает выполнение требований ФГОС соответствующего уровня образования по формированию личностных, предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, реализации системного подхода в обучении.
4. Содержание учебника способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу.
5. Методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию; развивает критическое мышление, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса, применения полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения, установления межпредметных связей.
6. Учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
7. Текстовый материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации; язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник.
8. Изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов.
9. Структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника.
10. Отсутствие ошибок и опечаток.
Критерии общественной экспертизы:
1. Содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
2. Использование учебника в образовательном процессе (кроме впервые поданных).
3. Отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике.
4. Качество учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой.
Критерии этнокультурной и региональной экспертизы:
1. Отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей, региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации и многообразия, единства национальных культур и народов России, поликультурного характера российского общества.
2. Наличие в учебнике материала из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации.
3. Обеспечение прав на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, соответствие языковой составляющей учебника современному литературному языку народов Российской Федерации.
Изменения коснулись не только процесса прохождения учебником экспертизы, но и его содержания в связи с внедрением стандарта второго поколения. Ниже представлены положения ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009), касающиеся предметной области «Технология», которые необходимо учитывать при разработке структуры учебника.
Основными задачами реализации содержания предметной области «Технология» являются формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналити¬ческой деятельности для практи¬ческого решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование перво¬нବчального опыта практической преобразовательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

 

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:


1. Личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
2. Метапредметные - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
3. Предметные - освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира:
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
- приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.[3]
Для определения реального состояния в области выбора учебников по технологии, в 2013/2014 учебном году было проведено анкетирование учителей начальных классов ЗАО г. Москвы. Анкета состояла из таблицы, включающей следующие аспекты: классы, УМК и критерии, определяющие выбор учебников технологии. Несмотря на то, что анкета подразумевала анонимность, отметились следующие школы: 41, 56, 73, 815, 875, 1000, 1114, 1119, 1195, 1364, 1371, 1376, 1434, 1437, 1440, 1455, 1488, 1593, 1596, 1933, 1953, 1973.
Результаты анкетирования:
1 место.
Учебник: Роговцева Н.И., Богданова Н.В. Технология. Перспектива. – Москва: Просвещение, 2013.
Количество школ, которые выбрали данный учебник: 22 школы.
Критерии, выделенные учителями, как основные для выбора данного учебника:
1. Соответствие ФГОС НОО.
2. Полный комплект.
3. Электронное сопровождение.
4. Разнообразие техник и использования материалов (технологичность).
5. Ориентированность на практику.
6. Наличие образцов и шаблонов.
7. Политехнический характер (профессиональная ориентация).
8. Наглядность, доступность.
2 место. Учебник. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. – Москва: Вентана-Граф, 2012.
Количество школ – 12.
Критерии:
1. Соответствие ФГОС.
2. Ориентированность на практику.
3. Интеграция с предметами «математика», «окружающий мир».
4. Наглядность, хорошее оформление, яркость.
5. Наличие образцов и шаблонов.
6. Электронное сопровождение.
7. Развивающий характер.
8. Развитие абстрактного мышления.
9. Технологичность.
3 место. Учебник. Геронимус Т.М. Технология. Маленький мастер. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 2013.
Количество школ – 6.
Критерии:
1. Соответствие ФГОС.
2. Наличие технологических карт, технологичность.
3. Наличие теоретических сведений о материалах.
4 место. Учебник. Конышева Н.М. Технология. Наш рукотворный мир.– Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012.
Количество школ – 3.
Критерии:
1. Соответствие ФГОС.
2. Доступность, наглядность.
3. Разнообразие в использовании материалов.
4. Развитие креативного мышления.
5. Технологичность и комплексность заданий.
Для проведения независимой авторской экспертизы были рассмотрены следующие рекомендованные учебники, соответствующие ФГОС НОО:
1. Геронимус Т.М. Технология. Маленький мастер. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 2013
2. Конышева Н.М. Технология. Наш рукотворный мир.– Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012
3. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. – Москва: Вентана-Граф, 2012
4. Малышева Н.А. Технология. РИТМ. – Москва: Дрофа, 2013
5. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л. Мылова И.Б. Технология. Перспективная начальная школа. – Москва: Академкнига, 2012
6. Роговцева Н.И., Богданова Н.В. Технология. Перспектива. – Москва: Просвещение, 2013
7. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др. Технология. Ручное творчество. – Самара: ИД «Федоров», 2011-2014
8. Шклярова Т.В., Есенина С.А. Технология. Открываю мир. – Москва: Мнемозина, 2013
В дальнейшем предполагается анализ остальных комплектов учебников по технологии:
1. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология. Прекрасное рядом с тобой. – Москва: Баласс. 
2. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Школа России. – Москва: Просвещение.      
3. Огерчук Л.Ю. Технология. Начальная инновационная школа. – Москва: Русское слово.     
4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Технология. Планета знаний. – Москва: Астрель.        
5. Хохлова М.В., Синица Н.В., Симоненко В.Д. и др. Технология. – Москва: Вентана-Граф.
Исходя из критериев экспертизы Минобрнауки РФ и педагогической общественности ЗАО г. Москвы, необходимыми для выбора учебника технологии считаем следующие аспекты:
1. Современность. Наличие сведений о передовых достижениях современной науки, техники, технологий. Включение актуальных тем практических работ. Отражение передового педагогического опыта и форм работы и обучающимися.
2. Соответствие ФГОС. Обеспечение реализации требований ФГОС (достижение личностных, метапредметных, предметных результатов), а также развитие мотивации и интереса к процессу обучения.
3. Научность. Наличие теорий, идей, понятийного аппарата и фактов дизайнерско-технологического образования.
4. Технологичность. Структурированность, удобство использования, наличие рисунков, фотографий, чертежей, схем, инструкционно-технологических карт, образцов и шаблонов, видеоматериалов.
5. Эстетика. Художественное оформление, формат, цветовое решение, разнообразие и качество иллюстраций, наличие фотографий.
6. Информативность. Разнообразие информационного материала и видов практических работ.
7. Грамотность. Отсутствие ошибок и опечаток.
8. Электронное сопровождение. Наличие электронного учебника, ресурса.
Уровни оценки критериев:
Отсутствие – 0 баллов.
Низкий – 1 балл.
Удовлетворительный – 2 балла.
Средний – 3 балла.
Хороший – 4 балла.
Отличный – 5 баллов.
По результатам независимой авторской экспертизы был составлен рейтинг указанных комплектов учебников:
1 место. Роговцева Н.И., Богданова Н.В. Технология. Перспектива. – Москва: Просвещение, 2013
2 место. Малышева Н.А. Технология. РИТМ. – Москва: Дрофа, 2013.
3 место. Шклярова Т.В., Есенина С.А. Технология. Открываю мир. – Москва: Мнемозина, 2013
4 место. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству. – Москва: Вентана-Граф, 2012
5 место. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др. Технология. Ручное творчество. – Самара: ИД «Федоров», 2011-2014
6 место. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л. Мылова И.Б. Технология. Перспективная начальная школа. – Москва: Академкнига, 2012
7 место. Конышева Н.М. Технология. Наш рукотворный мир.– Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012
8 место. Геронимус Т.М. Технология. Маленький мастер. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 2013
Подробные результаты отражены в таблице №1
Таблица №1
Результаты независимой авторской оценки учебников по технологии
Критерий Комплект учебников
 1 2 3 4 5 6 7 8
1. Современность 4 4 5 4 4 5 4 4
2. Соответствие ФГОС 4 4 4 4 4 4 4 4
3. Научность 3 4 4 4 3 4 3 4
4. Технологичность 3 3 3 3 3 4 3 4
5. Эстетика  3 4 3 4 5 4 4 4
6. Информативность 4 4 4 5 4 4 5 4
7. Грамотность  4 4 5 5 4 5 5 5
8. Электронное сопровождение 0 0 0 0 0 4 0 0
Сумма баллов 25 27 28 29 27 34 28 29

Несмотря на широкий ассортимент рекомендованных учебников, наличие условий достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательного стандарта, имеются следующие серьёзные недостатки:
- недостаточное дизайнерское оформление;
- ограниченный и единообразный ассортимент практических работ для обучающихся;
- слабая технологическая структура и логика в изучении материалов и технологий;
- отсутствие перечня необходимых инструментов и материалов, их параметров для проведения практической работы;
- малое количество современных иллюстраций, фотографий процессов и готовых изделий;
- отсутствие вопросов и зданий для организации рефлексии;
- отсутствие технологии и критериев оценки изготовленных изделий;
- средний уровень концептуального подхода к структуре всей линии учебников технологии.
Выводы:
I. В целях реализации принципа преемственности и разработки общей концепции школьного технологического образования, предлагаем следующее единое содержание и наименование разделов программы предметной области «Технология» 1-7 класс:
1. Введение в предмет. Цель и задачи. Основные понятия. Перечень практических работ. Охрана труда.
2. Материаловедение. Особенности производства материалов. Свойства материалов. Ассортимент. Природные материалы. Бумага. Пряжа и ткань. Пластичные материалы. Древесина. Металлы. Стекло и пластмассы.
3. Машиноведение. Виды инструментов и приспособлений. Виды технологического оборудования и особенности его использования.
4. Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий. Измерения. Чертежи. Схемы. Шаблоны и лекала. Технологические особенности изготовления изделий из различных материалов.
5. Дизайн и декоративно-прикладное творчество. Сочетание цвета и материалов. Композиция. Изготовление изделий концептуального дизайна. Создание художественных изделий для быта. Народные куклы. Мягкие игрушки. Плетение и вышивка. Вязание и валяние из шерсти. Лоскутная техника. Керамика. Роспись. Резьба. Квиллинг. Мозаика. Оригами. Аппликация. Мода и др.
6*. Профессиональная ориентация. Виды профессий. Личностные качества. Сферы производства и получаемая продукция.
7*. Информационные технологии. Возможности компьютера, его дополнительных устройств и программ для оформления, обработки, презентации изделий и проектов.
 *- пункты 6, 7 подразумевают интеграцию с другими разделами, темами и предметными областями.
Дополнительные темы, изучение которых обеспечивает реализацию принципа преемственности
1. Кулинария и технология приготовления пищи. Виды блюд и кулинарных изделий. Особенности использования и приготовления компонентов. Дизайн блюд. Сервировка стола. Этикет.
2. Техническое творчество. Обработка древесины и металлов. Электротехнические работы.
3. Агро- и сельскохозяйственные технологии. Технология выращивания растений и их использование.
II. В связи с необходимостью изготовления изделий и поделок, посвященных праздникам, следует разработать перечень практических работ и внести его в конце каждого из разделов в качестве проектной деятельности.
III. Урок (тема, параграф) в учебнике технологии должен иметь следующую структуру:
1. Новая информация (исторические сведения, изобретения и открытия, новая техника и технологии, виды материалов и изделий, свойства и др.).
2. Наименование практической работы, назначение изделий, варианты и ассортимент изделий, иллюстрация и фотография процесса использования.
3. Перечень, количественные характеристики инструментов и материалов.
4. Технологические особенности процесса изготовления, схемы, чертежи, поэтапное описание и иллюстрации, особенности охраны труда. Формы работы (групповая, индивидуальная).
5. Требования к качеству. Использование изделия на современном этапе развития творчества. Оценка изделий, демонстрация.
6. Рефлексия.
IV. В связи с тем, что учебники по технологии и изобразительному искусству являются примером развития дизайна и технологий, то и его оформление должно соответствовать данным требованиям (яркость, цветовое решение, разнообразие, композиционность, творческий характер и др.).
V. В связи с введением новых требований к результатам обучения (личностные, метапредметные, предметные) следует более детально проработать назначение практических работ и форму их организации.
VI. Согласно положению об экспертизе, предполагается обязательное электронное сопровождение учебника. В целях экономии материала для изготовления дисков и предотвращения появления брака, невозможности установки и пр. рекомендуется создать электронный образовательный ресурс в сети Интернет.

Список литературы:
1. Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.М Галямова, В.В.Выгонов. - М: Издательский центр «Академия», 2013.
2. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gumer.info (дата обращения 27.01.2014).
3. ФГОС [Электронный ресурс]. URL:
http://standart.edu.ru (дата обращения 27.01.2014).

Поиск

Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 Сайт управляется системой uCoz